1. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость.
2. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ДНК и ее самоудвоение. Формы РНК и их функции.
3. Почки: их строение и функции. Значение выделения продуктов обмена.
IV
1. Человеческая аскарида - представитель типа Круглые черви. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Борьба с паразитическими червями.
2. Органы кровообращения человека. Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Регуляция системы кровообращения.
3. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Саморегуляция.
V
1. Прогрессивные черты усложнения типа членистоногих.
2. Развитие зародыша на примере ланцетника. Зародышевые листки и закладка, систем и органов.
3. Анализаторы человека. Органы слуха и равновесия.
Программа по химии
Общие указания
Настоящая программа составлена на основе типовой программы по химии для поступающих в ВУЗы с учетом специфики преподавания химических дисциплин в медицинском ВУЗе. В программу не вошли те разделы традиционного курса химии средней школы, которые не получат дальнейшего развития при изучении химических и специальных дисциплин (металлургия, минеральные удобрения, переработка нефти и газа и некоторые другие вопросы).
За счет этого сокращения в программу включены вопросы, изложенные в том или ином объеме в школьных учебниках и пособиях для поступающих в ВУЗы, но не нашедшие отражения в типовых программах последних лет. Это вопросы, связанные с изучением наиболее важных свойств соединений хрома, марганца, меди и цинка, строения комплексных соединений, азотсодержащих гетероциклических соединений и полинуклеотидов. В программу включены также вопросы, касающиеся медико-биологического значения неорганических и органических соединений. Произведенные изменения позволяют в значительной степени правильно ориентировать поступающих в медицинский ВУЗ для получения фундаментального образования в области естественных наук.
Содержание программы
I.Основные понятия химии
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Единство научных методов познания окружающего мира.
Атомы и молекулы. Химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь веществ. Понятие об аллотропных модификациях.
Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Постоянство состава вещества. Закон сохранения массы. Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро и его следствие. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Явления физические и химические. Валентность и степень окисления.
II.Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов, s-р-, d- и f-элементов. Периодический закон и строение периодической системы. Изотопы. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная, металлическая.
Строение комплексных соединений. Агрегатные состояния веществ, вещества аморфные и кристаллические. Типы кристаллических решеток.
III.Растворы
Вода: строение молекулы, физические и химические свойства. Растворимость веществ, зависимость растворимости веществ от их природы, от температуры и давления. Типы растворов (газообразные, жидкие, твердые). Выражение состава раствора (массовая доля, объемная доля, молярная концентрация). Представления о коллоидных растворах. Значение растворов в медицины и биологии, в быту. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
IV.Основные закономерности протекания химических реакций
Классификация реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.
Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов. Константа скорости химической реакции. Катализ. Тепловые эффекты химических реакций. Обратимость реакций. Химическое равновесие и условия его смещения. Окислительно-восстановительные реакции, важнейшие окислители и восстановители. Представление об электролизе.
V.Основные классы неорганических соединений
Оксиды, кислоты, гидроксиды, соли (классификация, номенклатура, способы получения и свойства). Ионные уравнения реакций. Амфотерность. Гидролиз солей.
VI.Металлы
Общая характеристика металлов: физические и химические свойства.
Общие способы получения металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общая характеристика 1А и 2А групп периодической системы. Свойства натрия, калия, кальция, магния и их соединений. Жесткость воды и способы ее устранения. Свойства алюминия и его соединений. Свойства оксидов и гидроксидов хрома (+2), (+3), хроматов и дихроматов. Свойства пер-манганата калия: восстановление перманганат-иона в кислой, нейтральной и щелочной средах. Свойства железа, оксидов и гидроксидов железа (+2) и (+3). Свойства соединений меди ( + 1) и ( + 2)- Свойства оксида и гидроксида цинка, Медико-биологическое значение соединений указанных металлов.
VII.Неметаллы
Общая характеристика 4А, 5А, 6А, 7А групп периодической системы.
Водород, его химические и физические свойства, получение и применение. Хлор, его физические и химические свойства. Свойства и способы получения хлороводорода и хлоридов, гипохлоридов, хлоратов. Кислород, его получение, сравнение физических и химических свойств кислорода и озона. Окислительно-восстановительные реакции с участием пероксида водорода. Сера, ее физические и химические свойства. Свойства и способы получения соединений серы: сероводорода и сульфидов, оксидов, сульфитов, серной кислоты и сульфатов. Азот, его физические и химические свойства, получение. Свойства аммиака и солей аммония, оксидов азота ( + 1), (+2) и (+4), азотистой кислоты и нитритов, азотной кислоты и нитратов.
Получение аммиака и азотной кислоты. Фосфор, его физические и химические свойства. Свойства соединений фосфора: фосфороводорода и фосфидов, оксидов фосфора (+3) и ( + 5), фосфорной кислоты и фосфатов. Углерод, его физические и химические свойства. Свойства и способы получения оксидов углерода и карбонатов. Свойства угольной кислоты. Свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и силикатов. Медико-биологическое значение соединений указанных неметаллов.
VIII.Теоретические положения органической химии
Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Гомологические ряды. Электронная природа химических связей в молекулах органических соединений, способы разрыва связей, понятие о свободных радикалах. Электронное и пространственное строение молекул на примере метана, этилена, ацетилена и бензола. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Понятие о взаимном влиянии атомов на примере нескольких соединений (толуол, фенол, хлоруксусная кислота и др.). Общие понятия химии высокомолекулярных соединений (мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации). Реакция полимеризации и поликонденсации. Принципы номенклатуры органических соединений.
IX.Основные классы органических соединений
Углеводороды: алканы, алкены, алкины, диеновые углеводороды, ароматические углеводороды (физические и химические свойства, способы получения). Представление о строении циклоалканов. Кислородсодержащие соединения: спирты одноатомные и многоатомные, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры (физические и химические свойства, способы получения и области применения, медико-биологическое значение). Азотсодержащие соединения: амины алифатические и ароматические, аминокислоты (физические и химические свойства, способы получения, медико-биологическое значение). Строение отдельных представителей аминокислот: глицина, аланина, цистеина, серина, глутаминовой кислоты, лизина, фенилаланина, тирозина, валина и триптофана. Строение и химические свойства гетероциклических соединений (пиридин, пиррол, пиримидин, пурин). Строение пиримидиновых и пуриновых оснований: цитозина, урацила, тимина, аденина, гуанина, их медико-биологические функции.
X.Важнейшие природные соединения
Строение и свойства жиров. Углеводы: строение и свойства глюкозы, рибозы, дезоксирибозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. Строение фруктозы, мальтозы и лактозы. Строение и свойства белков. Строение нуклеотидов и полинуклеотидов. Различия в строении ДНК и РНК. Биологическая роль указанных классов соединений.
Рекомендации к экзамену по химии
Вступительный экзамен по химии проводится в соответствии с представленной программой вступительных экзаменов. Экзамен проводится по билетам, включающим пять заданий с дифференцированной оценкой по каждому заданию. Экзаменационная комиссия предоставляет в пользование абитуриентам таблицы: «Периодическая система химических элементов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов». Другими справочными материалами пользоваться не разрешено. Абитуриенты имеют право пользоваться собственными микрокалькуляторами. Абитуриенты, пользующиеся на экзаменах учебной литературой, конспектами и другими неразрешенными материалами, удаляются с экзамена и им выставляется оценка «неудовлетворительно».
Задания 1-2: Вопросы на знание теоретического материала; один вопрос - по общей и неорганической химии, другой - по органической химии. В ответе на эти вопросы необходимо: описать физико-химические свойства веществ, указать электронное строение, написать уравнения химических реакций, привести примеры соединений, дать краткие, лаконичные определения, четко сформулировать основные законы и т.д.
Максимальная оценка за каждый из этих вопросов — 1 балл.
Задания 3-4 — «ситуационные» задачи:
- идентификация нескольких индивидуальных неорганических веществ;
- идентификация нескольких индивидуальных органических веществ;
- идентификация неорганических или органических веществ в смеси по их химическим свойствам;
-окислительно-восстановительные реакции;
- составление уравнений по предложенным последовательностям неорганических или органических веществ (например, вида, А → X → Б → Б→ У → Г и др.)
- описание возможных химических реакций, протекающих при взаимодействии соединений с двойственной функцией.
Максимальная оценка за каждый из этих вопросов эти вопросы - 3 балла.
Задание 5. Расчетная задача, содержащая три и более разнотипные логические операции (см. Перечень типовых расчетных задач), каждая из которых может повторяться несколько раз.
Максимальная оценка - 7 баллов.
Оценки за каждое задание суммируются:
оценке «отлично» соответствует диапазон 14-15 баллов,
оценке «хорошо» - от 1 0 до 1 3 баллов,
оценке «удовлетворительно» — 7-9 баллов.
При сумме баллов 6 и ниже выставляется оценка «неудовлетворительно».
Незначительными или «досадными» считаются ошибки, которые указывают на незнание абитуриентом некоторых частных физических или химических свойств веществ, катализатора, условий проведения той или иной реакции, а также ошибки, возникшие по невнимательности.
Грубыми ошибками считаются те, которые свидетельствуют о незнании основных положений химии, законов, свойств целых классов соединений, типов химических реакций. Например, незнания валентности и, как следствие, неправильное составление формул веществ, неправильное отнесение веществ к тем или иным классам и, как следствие, написание уравнений несуществующих реакций, неправильное составление электронно-ионного баланса, неправильное применение ряда стандартных потенциалов и т.п.
Арифметические ошибки, приводящие к ответам, отличающихся от правильных на несколько порядков, а также ответы, не имеющие физико-химического смысла (например, массовая доля вещества в растворе больше 1 00%) также рассматриваются как грубые.
Перечень типовых расчетных задач
1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле.
2. Вычисление массовых долей (процентного содержания) элементов в сложном веществе по его формуле (элементарного состава).
3. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, если известна масса растворенного вещества и масса раствора.
4. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества по известной доле растворенного вещества в массе раствора.
5. Вычисление массы определенного количества вещества.
6. Вычисление количества вещества (в молях), содержащегося в определенной массе вещества.
7. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ.
Программа 1
Программа 2
Программа 3
Программа 4