МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    

Повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава за отчетный период

Значительное внимание в деятельности факультета уделяется вопросам повышения квалифика­ции профессорско-преподавательского состава.

Кроме штатных преподавателей к участию в учебном процессе привлекаются ведущие специалисты Государственного университета управления, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского государственного медицинского университета, РОССНО. У всех преподавателей имеются публикации по профилю преподаваемых дисциплин.

Подготовка и повышение квалификации преподавателей осуществляется через стажировки, системы повышения квалификации, в том числе в МГУ им. М.В.Ломоносова, РГМУ, Финансовой Академии, Государственного университета управления, Высшей школы приватизации и предпринимательства.

 

Производственная практика

 

Цели и задачи практики

 

Производственная практика — необходимый компонент учебного процесса, находящийся в центре внимания Ученого совета института, ректората, совета факультета, центрального методического совета (ЦМС).

Формирование профессионального мышления у студентов во многом зависит от рационального овладения практическими умениями в период производственной практики.

Общее руководство производственной практикой осуществляется проректором по учебной работе.

Основные цели профессиональной подготовки — формирование у студентов:

• управленческого поведения;

• основ профессионального мышления;

• практических умений, обеспечивающих решение профессиональных организационных задач;

• алгоритма деятельности при сложных ситуациях;

• навыков разработки и принятия управленческих решений.

Производственная практика (ПП) — важнейшая форма профессиональной подготовки будущих менеджеров. Цель ПП — проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных дисциплин:

• дальнейшее углубление и совершенствование практических умений, приобретенных в вузе;

• ознакомление с организацией деятельности лечебно-профлактических учреждений;

• знакомство с основами организации здравоохранения и противоэпидемической деятельности;

• закрепление практических навыков по санитарно-просветительской работе и приобретение исследовательских навыков.

Задачи заместителя декана по практике:

1. Организация производственной практики на факультете «Менеджер организации» по специальности «менеджер здравоохранения»;

2. Контроль качества знаний и практических умений перед производственной практикой и после ее окончания.

3. Организационно-методическое руководство работой ответственных за производственную практику и подразделений, обеспечивающих качество проведения производственной

4. Оказание помощи кафедрам в подготовке методической литературы по производственной практике.

5. Совместная работа с городскими и областными лечебными учреждениями по вопросам повышения качества подготовки специалистов в области управления медицинскими учреждениями на додипломном уровне.

Структура производственной практики на факультете определяется требованиями государственного стандарта обучения и спецификой факультета.

 

Структура практики на факультете представлена в  таблице

Структура производственной практики

Курс

Вид практики

Продолжительность

II

Помощник регистратора или администратора по работе с клиентами

4 недели

III

Помощник начальника кадровой службы

4 недели

IV

Помощник начальника административно-хозяйственной части

6 недель

V

Помощник руководителя учреждения по экономическим вопросам, юрисконсульта (помощник руководителя ЦГСЭН, страховой компании)

4 недели

 

Каждый этап имеет задачи общие и специальные задачи. К общим задачам относится закрепление знаний, полученных в период теоретической подготовки, совершенствование практических умений, приобщение студентов к самостоятельной работе, формирование чувства ответственности, освоение законов деонтологии и этики. Специальные задачи соответствуют уровню и этапу подготовки студента.

Проведению практики предшествует подготовительный период, в который выполняется большая организационная работа. В течение учебного года, на методических совещаниях и семинарах, проводится обучение кураторов практики особенностям ее проведения в условиях реформирования здравоохранения, определяются пути наиболее оптимальной подготовки студентов на различных базах.

Все приказы по производственной практике утверждаются ректором.

Во время производственной практики студенты решают следующие основные задачи:

• закрепить и отработать практические умения;

• подтвердить имеющиеся и получить новые теоретические знания;

• научиться работать в учреждениях с различной формой собственности;

• познать на практике вопросы организации помощи и медицинской деонтологии;

• ознакомиться со структурой лечебных учреждений и научиться работать в структуре реального медицинского учреждения.

По факультету назначаются ответственные, которые в течение всего учебного года осуществляют подготовку студентов к производственной практике.

За последние годы в организации и проведении производственной практики произошли изменения, продиктованные новой программой практики, новыми подходами с учетом требований предъявляемых к медицинским учреждениям.

Базы практики утверждаются приказом ректора.

По инициативе ректора профессора Т.С. Алферовой предложена новая схема производственной практики студентов, составляющих группу студенческого кадрового резерва. После выполнения типовой программы практики, обусловленной стандартами обучения, была предусмотрена практика в качестве дублера руководителя учреждения, заместителя руководителя по административной работе.

Студенты познакомились с организацией практически всех служб лечебного учреждения.

С целью оптимизации практики, форм контроля знаний и умений студентов отдел практики проводит большую методическую работу:

• ежегодно обновляются методические разработки и пособия, составленные наиболее опытными преподавателями соответствующих кафедр;

• разработан контрольный пакет тестов по практике в качестве помощника руководителя, изданы тесты для студентов II и III курсов.

 

Организация преддипломной производственной практики

 

На факультете проведена серьезная работа по организации производственной преддипломной практики по совершенно новым для вуза направлениям: административно-управленческому (в качестве дублера руководителя учредения) и психологическому (в качестве менеджера по персоналу). Общая продолжительность практики — 10 недель. Производственная практика интегрирована в учебный процесс.


Перед проведением практики разработано и утверждено «Положение по организации и проведению производственной преддипломной практики студентов факультета «Менеджер организации», которое регламентирует обязанности вуза, базового учреждения, студентов, прописывает порядок зачета по практике. Кафедрами организации здравоохранения и управление социальной сферой разработаны рабочие программы по практике: административно-управленческой и педагогической на базе ЛПУ (такая форма возможна для лиц, работающих в должности менеджеров медицинских учреждений).

В помощь студентам изданы методические рекомендации «Программа производственной преддипломной менеджерской практики для студентов факультета» и «Методические указания по выполнению рабочей программы и составлению отчета производственной психолого-педагогической практики», позволяющие ориентироваться в необходимых практических умениях, ведении дневника, написании отчета, характеристики.

Как альтернатива прохождению практики для студентов факультета разрешено написание дипломной работы с последующей защитой в ходе ИГА.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская деятельность факультета проводится по направлениям, соответствующим профилю подготовки специалистов.

Кафедры рассматривает научно-исследовательскую работу как неотъемлемую часть образовательной деятельности с целью повышения содержательной стороны учебных дисциплин и привлечения студентов к научно-исследовательской работе. Последняя способствует углублению знаний и мастерства в избранных направлениях профессиональной деятельности, а так же развитию навыков самостоятельных творческих исследований важнейших проблем современности.

Основные научные направления кафедр – «Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры здравоохранения» и «Совершенствование управление персоналом в здравоохранении и базовые цели кадровой политики» соответствуют содержанию, целям и задачам ООП и профилю специальности 061100.

Студенты кафедры также привлекаются в рамках НИРС к научно-исследовательской работе, регулярно выступают с докладами на научных конференциях. В 2007 году два доклада студентов были включены в программу международной «Пироговской конференции». Несколько докладов были представлены на Международной конференции «Реабилитолог в XXI», посвященной 15-летию Московского института медико-социальной реабилитологии» (Москва 2007).

Преподаватели кафедры публикуют научные работы в российских изданиях, периодической печати, межвузовских, университетских и международных сборниках научных трудов. 

Одним из важнейших аспектов проводимой в институте научно-исследовательской работы является обеспечение её взаимосвязи с учебным процессом. Результаты исследований находят отражение в содержании лекций, семинаров и практических занятий. Тематика большого количества работ прямо связана с методическим обеспечением профессиональной подготовки специалистов.

Материально-техническая база

Выпускающие кафедры располагают необходимыми учебными площадями и оборудованием для проведения учебного процесса и НИР. На кафедрах имеются сканер, принтеры, ксероксы,  компьютеры, модем, выход в Интернет.

 

Информационно-методическое обеспечение

 

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса рассматривается на факультете как необходимое условие эффективности обучения студентов. Основным источником учебной информации остается учебная, научная и учебно-методическая литература, которой располагает институт.

Общий фонд библиотеки факультета включает в себя учебную, научную литературу, периодические издания, методические пособия, библиографические указатели и др. см. приложение). В справочно-библиографический аппарат библиотеки входит фонд справочной литературы: энциклопедии, словари, справочники как общего характера, так и по профилю факультета.

 

Состояние учебно-информационного фонда

 

Состояние учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в целом соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Ежегодное обновление библиотечного фонда составляет 7-8%. Ежегодные расходы на пополнение учебной литературы составляют около 400 тысяч рублей. Библиотека укомплектована современной учебно-методической литературой (не позднее 2003 года). Доля учебной литературы с грифами Минобразования России, УМО вузов составляет свыше 60%. Кроме того, в библиотеке имеется 83 электронных учебника, 22 мультимедийных издания.

На каждой кафедре по всем дисциплинам учебного плана сформированы учебно-методические комплексы, включающие тематические планы занятий, планы семинарских и практических занятий, фонды контрольных заданий, конспекты лекций преподавателей Института, базовые учебники.

Студенты имеют возможность доступа к сетевым конфигурациям информационно-правовых баз в компьютерном классе института с выходом в мировые глобальные сети, в частности, в Интернет.

Библиотечное и информационное обслуживание студентов осуществляется библиотечным фондом института и читальным залом. В компьютерном классе института выделяется достаточное время для самостоятельной работы студентов с выходом в ИНТЕРНЕТ.

С целью повышения качества подготовки специалистов и обеспечения соответствия уровня их подготовки современным требованиям работодателей особое внимание уделяется компьютеризации учебного процесса: более 26% заданий по специальным дисциплинам выполняется студентами с использованием ПЭВМ.

Компьютерная подготовка специалистов в процессе обучения имеет непрерывный характер. По специальности 080507 Менеджмент организации студенты работают на компьютере при изучении следующих учебных дисциплин: информатика, информационные технологии управления, инновационный менеджмент, информационные ресурсы в менеджменте, стаистика в здравоохранении.

Таким образом, 9-12% аудиторного времени отводится на работу студентов на ПЭВМ с использованием современных компьютерных технологий.

В учебном процессе используется около 30 компьютерных программно-методических комплексов и программ. Особое внимание уделяется приобретению и использованию в учебном процессе по аттестуемым специальностям прикладного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации решения задач прикладного профессионального характера.

Информационное обеспечение реализуемых в институте профессиональных образовательных программ основываются как на традиционных технологиях, так и на новых, в том числе, и информационных технологиях, и в целом соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Наряду с формированием фонда учебной литературы за счет приобретения учебников и учебных пособий, изданных в центральных издательствах, в институте сложилась система планирования, рецензирования и издания собственных учебно-методических материалов, обеспечивающих все формы учебной деятельности. Основой содержания всех учебных изданий, подготовленных преподавателями института, являются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Кроме того, при создании всех структурных компонентов учебно-методического комплекса авторы ориентируются на такие требования, предъявляемые к содержанию и структуре учебных изданий, как высокий научно-методический уровень содержания, наличие справочного аппарата, соответствия учебному плану и графику учебного процесса института, соответствия сложившейся системе организации учебного процесса в институте с учетом перспектив ее развития, а также структурно-логическая связи с компьютерной техникой.

Ведется и постоянно редактируется картотека в институте по обеспеченности учебной литературой по специальности «Менеджмент здравоохранения».

Основная учебно-методическая литература, рекомендуемая в учебных программах в качестве обязательной по дисциплинам всех блоков, имеет, как правило, гриф Министерства образования Российской Федерации. По заявкам кафедр, на которые возложена ответственность за комплектование библиотеки института, приобретено большое количество рекомендованных Министерством образования России учебников и учебных пособий последних лет выпуска для всех блоков учебных дисциплин. В целом образовательный процесс в достаточной мере обеспечен специальной и учебно-методической литературой.

На факультете «Менеджмент организации» Института ведется активная работа по использованию новых информационных систем, в том числе Интернет – технологии, которые создают соответствующие технологические, информационные и методологические возможности в процессе подготовки специалистов. Они представляют собой глобальный комплексный набор современных компьютерно-сетевых (телекоммуникационных) инструментальных средств и универсальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Интернет-технологии в учебном процессе - принципиально новая организационно – методическая инфраструктура образовательной деятельности. Именно поэтому эффективное использование средств и возможностей Интернет – технологий – важнейшая профессиональная необходимость всех участников учебного процесса: профессорско-преподавательского состава и студентов. Немалые проблемы возникают в подготовке отдельных преподавателей к работе с Интернет - технологиями, преодоления сложившихся стереотипов, определенного консерватизма в методике и средствах обучения. С этой целью с профессорско-преподавательским составом проводятся систематические семинары, практические занятия и обмен опытом использования информационных технологий в учебном процессе.

Студенты на аудиторных занятиях получают не только необходимый объем знаний, но и осваивают умения и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации в учебной, научной, а также в оцифрованной литературе, специализированных периодических изданиях, информационных сетях и базах данных. Для успешных занятий в рабочих программах приводятся перечни основной и дополнительной литературы, адреса сайтов в Интернете, которые могут использоваться студентами в ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям, выполнении рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. Особое внимание следует уделить созданию и использованию единой многомодульной системы электронных справочников, библиотек.

В процессе подготовки специалистов используются следующие информационные ресурсы:

·Энциклопедия Российского права - http:www.arbt.ru – справочная правовая система;

·Консультант Плюс;

·Собрание законодательств Российской Федерации;

·Новая энциклопедия психолога;

·Менеджер здравоохранения;

·Самоучитель по основам информатики и вычислительной техники - http:www.cbook.ru

При изучении специальных дисциплин успешно используются электронные учебники, которые позволяют познакомиться с лекционным материалом, закрепить полученные знания в ходе выполнения практических работ и организовать самоконтроль, используя тестовые задания:

·Электронная библиотека «Основы маркетинга»;

·«Введение в макроэкономику» Т.Ю.Матвеева;

·«Российская экономика» Е.Г.Ясин;

·«Социология» С.В.Блантер, И.В.Ковалев;

·«Логика» Е.Г.Дрогилева – Черная, С.Е.Крюкова;

·«Социальная информатика» И.В.Соколова;

·«Философия» В.А.Конке и другие.

Широко используются в образовательном процессе мультимедийные учебники, позволяющие студенту выступать не в роли пассивного слушателя лекции, а самому «влиять» на параметры изучаемых процессов, управляя ими. Данные учебники компенсируют недостаточность общения студента-заочника с преподавателем, отрабатывают навыки практической работы в межсессионный период по оптимальному варианту, что положительно влияет на повышение качества специалистов:

·Маркетинг и реклама– www.russobit-m.ru/forums/

·Менеджмент – www.russobit.ru/forums/

·История Отечества –www.statpro.ru

·Социальная информатика - www.alexsoft.ru

·Информатика- www.alexsoff.ru

С целью повышения качества изучения иностранных языков на уроках активно внедряются информационные технологии с использованием компьютерных обучающих программ, которые позволяют учитывать дифференцированный подход к обучению, совершенствовать навыки произношения, письма и перевода путем полного погружения в языковую среду, а также овладеть навыками общения и основными грамматическими правилами:

·  Ускоренный курс изучения иностранного языка (английского начиная с английского алфавита и оканчивая фразовыми глаголами) – englishalfavit.ru

·  Мультимедийный курс обучения британскому английскому языку Oxford – e-mail:mmt@mmt-dl.ru

·   Лингвистический курс изучения иностранных языков (английский, французский) – sales @ magnamedia.ru;

·  English 2000 platinum – www. magnamedia.ru;

·  TOEFL международный экзамен на знание английского языка - www. magnamedia.ru; – sales @ magnamedia.ru.

Таким образом, программно – информационное обеспечение учебного процесса на факультете отвечает современным требованиям реализации образовательных программ высшего профессионального образования.

>                         профессионализация образования, связанная с обучением студента в контексте его будущей профессиональной деятельности, т.е. в медицине;

 

·                         развитие и повышение эффективности системы научно-производственных практик, как обязательного элемента подготовки специалиста в системе здравоохранения;

·                         формирование программ издательской деятельности института по созданию информационно-методического обеспечения учебного процесса;

·                         создание целевых научно-методических программ по разработке высокоэф­фективных образовательных технологий, включая компьютерные технологии;

·                         централизованное обновление учебно-материальной базы института на основе совместной деятельности вуза и баз практик: лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, страховых медицинских компаний и фондов обязательного медицинского страхования.

В институте наряду с традиционно сложившейся структурой организации учебного процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы.

Кафедры активно внедряют в учебный процесс разнообразные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производст­венной практики, задания творческого характера, семинары-конференции, семина­ры-экскурсии, проблемные лекции, опережающее обучение, коллективный метод обучения, деловые и ролевые игры.

Коммуникативные навыки студентов формируются в процессе проведения тренинговых занятий, организации групповой работы по проектам и темам.

Наряду с классической формой лекции наблюдается интенсивное обращение к форме проблемной лекции, способствующей активизации познавательной деятельности студентов. Текущий контроль усвоения лекционного материала про­водится через систему рейтингового контроля. Усиливается развивающая и мотивационная функция контроля: выполнение зада­ний, защита рефератов, курсовых.

Значительные изменения претерпела технология проведения практических и семинарских занятий. Активизация познавательной деятельности студента происходит в результате применения приемов проблемного обучения (проблемные вопросы, проблемные ситуации), индивидуально-групповой практической работы, усиления межпредметных связей с выходом на уровень интеграции, что обес­печивает культурологический и психолого-педагогический контекст в обучении. В ходе учебных занятий все активнее используются аудиовизуальные и тех­нические средства обучения: учебные фильмы, учебные видеофильмы, магнито­фонные записи, мультимедиа-проекторы.

На факультете реализуются комбинированные формы проведения занятий. При использовании лекционно-практической, лекционно-лабораторной форм проведения занятий существенно повышается эффективность учебного процесса за счет активизации самостоятельной работы студентов, всестороннего развития и совершенствования их творческо­го потенциала.

Совершенствуется форма проведения курсового экзамена и зачета. Вместе с традиционными широкое применение находят инновационные формы контроля: на кафедрах проводится работа по созданию и внедрению в учебный процесс различных обучающих и контролирующих программ.

В учебном процессе задействован компьютерный класс для занятий информатикой, информационными технологиями управления, информационными технологиями в профессиональной деятельности (в здравоохранении), информационными системами в экономике. Компьютерный класс ос­нащен дополнительным офисным оборудованием (лазерные принтеры, сканер, модем), программным обеспечением, текстовыми процессорами, графи­ческими редакторами, системами управления базами данных, программами стати­стической обработки данных и другими сервисными программами. Кафедры ин­тегрируют свои усилия по развитию сферы новых информационных технологий в соответствии с подготовленностью преподавательского состава и сферой научных интересов.

Применение новых информационных технологий на факультете повышает требования к квалификации преподавателей, их методическому мастерству, уме­нию не только подбирать материал, соответствующий тематике, но и использовать те преимущества и возможности, которые дает компьютер с точки зрения представления информации и использования различных каналов её восприятия.

Повышению методического мастерства преподавателей, в плане реализации современных педагогических технологий, способствует работа декана факультета «Менеджмент организации» по изучению и внедрению в преподавание дисциплин опыта лучших педагогов, систематическое информирование преподавателей о появлении и возможностях новых компьютерных средств и программного обеспечения.

Таким образом, структура и содержание работы факультета по внедрению новых форм и методов обучения способствует росту качества подготовки специалистов факультета«Менеджмент организации» по специальности «Менеджер здравоохранения».

© ННОУ МИМСР 2008 - 2023