МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    

Деканат регулярно проводит заседания учебно-организационнщго совета в соответствии с планом работы 1 раз в 2 месяца. На заседаниях рассматриваются основные вопросы организации образовательного процесса, повышения качества преподавания, обновления рабочих программ дисциплин, организации преподавания элективов и самостоятельной работы, организации научной работы студентов факультета, организации государственной аттестации. Регулярно проводится анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников, учебной и производственной практики. Заседания Совета проходят в творческой, деловой обстановке, обсуждение рассматриваемых вопросов носит оптимизированный, конкретный характер. Принимаемые решения направлены на улучшение деятельности факультета и подготовки специалистов.

В целом, факультет успешно выполняет программу по обеспечению систематической и полноценной работы студентов, всех ее направлений: аудиторной, внеаудиторной (самостоятельной) работы, элективов, организации самоподготовки и т.д. При этом приоритет отдается творческому поиску педагогов.

Сотрудники факультета ежегодно выступают с докладами на научно-методических конференциях, посвященных совершенствованию педагогической работы, публикуют материалы в сборниках. Декан факультета регулярно выступают с сообщениями о его деятельности на заседаниях Ученого Совета Института.

Повышение педагогического и научного потенциала сотрудников факультетов находятся под контролем ректората и деканата.  Преподаватели факультета своевременно проходят курсы повышения квалификации преподавателей в соответствующих центрах, преимущественно на базе РГМУ Занятия ориентированы как на отдельные вопросы организации учебного процесса (организация тестирования, проверка практических навыков, проблемномное обучение и т.д.), так и внедрение инновационных методов в учебный процесс (использование мультимедийных средств обучения  в учебном процессе, организация компьютерных деловых игр, создание обучающих компьютерных программ).

Наличие в Институте возможности получения дополнительного образования позволяет студентам факультета не только получить дополнительные знания, но и организовать досуг. От 40 до 60 студентов факультета ежегодно занимаются в различных спортивных секциях и творческих кружках.

Деятельность руководства факультета отличает принципиальность в сочетании с демократизмом в принятии решений. Большое внимание уделяется вовлечению студентов в управление деятельностью факультетов. Этому способствует регулярное проведение старостатов, встреч со студентами. Студенческий актив участвует в составлении учебного расписания, выборе элективных курсов. Деканат всецело поддерживает развитие студенческого самоуправления, творческую, научную активность студентов, занятия спортом. Налажено тесное взаимодействие деканата и студенческого самоуправления.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Качество профессиональных образовательных программ по специальности 060101-Лечебное дело, соответствует требованиям ГОС ВПО. Учебный план подготовки специалистов подготовлен в 2000 г. и переутвержден соответствующим УМО в 2007 году. Он полностью отвечает требованиям ГОС ВПО второго поколения. Рабочие программы по дисциплинам подготовлены в соответствии с требованиями типовых учебных программ. Программы и требования к организации промежуточного (дисциплинарного) контроля (экзамены, зачеты) соответствуют ГОС ВПО второго поколения. В соответствии с действующим в Институте «Положением о формах проведения курсовых экзаменов» экзамены по теоретическим дисциплинам проходят в 2 этапа: тестирование и собеседование по вопросам, перечень которых по всем дисциплинам полностью соответствует дидактическим единицам соответствующих рабочих программ. Все экзаменационные билеты рецензируются экспертами, проходят обсуждение на цикловых методических комиссиях и утверждаются проректором по учебной работе.

Положение «Об итоговой аттестации выпускников Института» полностью соответствует требованиям Типового положения. Оно ежегодно обновляется и утверждается Ученым Советом не позднее, чем за 6 месяцев до начала аттестации. Выпускающими кафедрами факультета совместно с ЦМК и деканатом ведется активная работа по организации итоговой государственной аттестации выпускников в 2007-2008 учебном году в соответствие с положением Минздрава РФ об итоговой государственной аттестации.

На лечебном факультете 9 выпускающих кафедр:

Акушерства и гинекологии

Военной и экстремальной медицины

Госпитальной терапии

Госпитальной хирургии

Детских болезней

Инфекционных болезней, тропической медицины и эпидемиологии

Общественного здоровья и здравоохранения

Поликлинической терапии

Анализ отчетов председателей ИГАК за последние 3 года дает основание констатировать, что уровень подготовки врачей на лечебном факультете достаточно высок.На всех кафедрах факультета по каждой дисциплине имеются в достаточном количестве комплекты тематических, рубежных, дисциплинарных тестовых заданий. Тестовые задания по проверке выживаемости знаний находятся в деканате. Процедура утверждения экзаменационных билетов проходит в установленной форме.

Разработанные в Институте профессиональные образовательные программы по специальностям соответствуют заявленному уровню подготовки.

Анализ структур учебного плана по блокам дисциплин: гуманитарному и социально-экономическому, естественно-научному и математическому, общепрофессиональному, специальному показал, что объем учебных часов по каждому блоку не отличается от объема, установленного ГОС ВПО. Учебный план по перечню дисциплин каждого блока и объему каждой дисциплины, перечень и объем учебных и производственных практик в часах соответствуют требованиям ГОС ВПО. Недельная учебная нагрузка соответствует требованиям ГОС ВПО. Объем учебных часов, выделяемых на преподавание элективных курсов составляет 202 часа, что соответствует установленным требованиям.

 

Соотношение циклов дисциплин по специальности

060101 Лечебное дело (в часах)

Индекс

Наименование блока дисциплин

Объем в часах

% расхождения

Учебный план

Госстандарт

ГСЭ

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

1800

0

ЕН

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

2924

2929

- 0,2

ОПД

Профессиональные дисциплины

1599

1492

+ 7,2

ДС.Ф

Дисциплины специальности

 

 

 

 

Всего часов теоретического обучения

 

 

 

 

 

Содержание рабочих программ полностью соответствует требованиям типовых программ и ГОС ВПО.

Структура учебного плана реализует системный подход в подготовке выпускников. Учебный план построен в логической последовательности изложения дисциплин, отражают наличие межпредметных связей. Порядок следования дисциплин носит «обеспечивающий характер». План отражает круг приоритетных вопросов каждой дисциплина. Именно такая задача ставится перед кафедрами – точно и конкретно определить свое место в подготовке специалиста в соответствии с требованиями ГОС.

За последние 5 лет кафедрами издано:

По блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Учебники (руководства): "Занимательная философия", "Философский музей" "Введение в человековедение", "История Российского государства" (в 2-х частях), "Обсуждаем проблемы медицины", "Грамматические комментарии по английскому языку", Лекции по философии и культурологии, "Современная медицина и православие", "Биоэтика в России: ценности и законы".

31 учебно-методических материалов (из них 11 с грифом Минздрава РФ);

по блоку математических и естественно научных дисциплин

учебники: "Патологическая физиология", "Патологическая физиология" (для стоматологических факультетов, в 2-х частях), "Нейрофизиология и ВНД детей и подростков", "Словарь химических терминов", атлас "Гистология, цитология и эмбриология", "Безмашинное программированное обучение и контроль по физиологии" (в 2-х частях), "Аллергия и иммунопатология".

52 учебно-методических материалов (из них 13 с грифом Минздрава РФ);

по блоку общепрофессиональных дисциплин

учебники (руководства): "Оториноларингология", "Первая медицинская помощь", "Рассеянный склероз", "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека (в 2- частях)", Курс лекций "Гигиена и экология человека", Руководство по гигиене и экологии (на англ. яз.), "Социальная гигиена и организация здравоохранения" (в 2- частях), "Гельминтозы человека", Энциклопедия "Здоровье", "Основы фармакодинамики и фармакокинетики", "Судебная медицина", Атлас "Судебная медицина", Руководство "Судебная медицина", "Нервные болезни", Руководство "Мануальная терапия", "Клиническая фармакология болезней органов дыхания", Руководство "Глаукома", Руководство "Аллергические болезни у детей", Справочник педиатра, "Кожные и венерические болезни", "Николай Иванович Пирогов", "Оперативная хирургия и топографическая анатомия, Руководство "Хирургия" "Теории медицины на стыке веков -ХХ и ХХ1", Практикум по судебной медицине.

79 учебно-методических материалов (из них 37 с грифом Минздрава РФ);

по блоку специальных дисциплин учебники (руководства): "Электрокардиография, анализ и интерпретация", "Электрокардиография", "Лекарственные формы в неврологии", "Интенсивная терапия", "Реанимация", "Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь", Руководство по анестезиологии, Атлас "Основы семиотики заболеваний внутренних органов", Руководство "Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний внутренних органов", "Эндокринология".

39 учебно-методических материалов (из них 13 с грифом Минздрава РФ) и 3 сборника тестовых заданий к итоговой аттестации выпускников).

Все издания находятся в библиотеке института, имеются в распоряжении у преподавателей и студентов. На ряде кафедр (нормальной физиологии, гистологии, общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, факультетской хирургии, госпитальной хирургии №1, госпитальной терапии №1, госпитальной терапии №2, общественного здоровья и здравоохранения, гигиены и др.) функционируют компьютерные учебные классы.

Учебный процесс на факультете обеспечен современной учебной и учебно-методической литературой в достаточном количестве. Такой вывод базируется на следующих положениях:

·  анализа основной учебно-методической литературы, рекомендованной в рабочих программах, по дисциплинам всех блоков учебных планов выявил следующее: представленная литература издана в основном в течении последних 3-5 лет, рекомендована УМО.

·  литература, указанная в рабочих программах, имеется в достаточном количестве, как в собственной библиотеке, так и в библиотеках г.Москвы, с которыми заключены договоры на библиотечно-информационное обслуживание.

·  на всех кафедрах в течение 2 лет изданы методические пособия по организации самоподготовки для студентов факультетов. В соответствии с требованиями типовых программ подготовлены методические материалы для преподавателей.

·  контроль за уровнем подготовки студентов включает тематическое, рубежное, дисциплинарное тестирование, а также тестирование остаточных знаний студентов. На кафедрах факультетов подготовлены соответствующие тестовые задания по всем дисциплинам, которые прошли проверку.

Работа по подготовке тестовых заданий на кафедрах проходит под постоянным контролем деканата. Ежегодно кафедрам доводится план-задание по составлению тестовых заданий, количество которых зависит от количества учебных часов по дисциплине и глубине изучаемых вопросов. На кафедрах факультетов для самоподготовки студентов создаются обучающие программы с использованием тестовых технологий. В специально отведенное время студенты могут самостоятельно использовать эти программы и заниматься в дисплейном классе.

Программно-информационное обеспечение учебного процесса по дисциплинам учебного плана включает:

·  обучающие компьютерные программы (по дисциплинам общепрофес-сионального и специального блоков);

·  тексты лекций на электронных носителях;

·  деловые игры с использованием ЭВМ;

·  компьютеризированный тестовый контроль.

На факультете широко используется проблемное обучение с использованием ситуационных и обучающих задач. Внедрение новых автоматизированных технологий на факультетах осуществляется в соответствии с «Концепцией информатизации Института» и включает использование мультимедийных лекций, компьютерных деловых игр, тестовых и обучающих программ. Основные усилия деканата в настоящее время направлены на использование кафедрами инновационных методов при организации самостоятельной работы студентов. Разработка и внедрение в учебный процесс системы современных информационных методов безусловно повышает эффективность этого раздела работы.

Анализ учебного плана показал, что соотношение лекционных, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов соответствует требованиям ГОС. Формы текущей и промежуточной аттестации студентов, виды контроля знаний по дисциплинам (зачет или экзамен) соответствуют заявленным целям изучения.

Воспитательный процесс на факультете проходит по текущему и перспективному плану на основе положений и курируется Ученым Советом Института. В целом организация этого раздела работы соответствует современным требованиям.

Программы ежегодно обновляются, список основной и дополнительной литературы дополняется новыми учебниками и пособиями.

Уровень преподавания по всем блокам дисциплин на факультете достаточен. Большое внимание уделяется развитию личных творческих способностей будущих специалистов. Это достигается за счет внедрения инновационных технологий обучения, использования компьютерных программ и Интернета, активных форм обучения, в частности рейтинговой системы контроля знаний; тесной связи процесса обучения с практикой; обновления содержания воспитательной работы.

На факультете совершенствуется организация самостоятельной работы студентов, подготовлены методические рекомендации. В ее структуре существенное место занимают методы отработки практических навыков под контролем преподавателя, а также освоения технологий применения имеющихся знаний для решения практических задач. Сохраняются и традиционные формы, такие как написание реферата, обобщение изученного материала через составление схем и таблиц и т.д. Усиление познавательной мотивации студентов достигается за счет развития научно-исследовательской работы. Ежегодно на итоговую научную студенческую конференцию студентами факультетов представляется 8-15 докладов, лучшие из которых отмечаются дипломами и грамотами. Практическая подготовка студентов соответствует современным требованиям.

В соответствии с рабочими программами ежегодно обновляются содержание лекционных курсов, лабораторных, практических и семинарских занятий. Вводятся новые лабораторные работы, обновляется набор тестовых контролирующих заданий, комплекты ситуационных задач.

Организация и проведение итоговой аттестации соответствует принятым требованиям. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников в Институте» ежегодно утверждается на Ученом Совете. Отчет включает как общую характеристику уровня подготовки выпускников, так и содержит указания на отдельные недостатки. Отчеты председателей итоговой аттестации выпускников представляются Ученому Совету вуза на обсуждение. По его итогам намечается план мероприятий по устранению высказанных замечаний, с конкретным указанием сроков исполнения и ответственных. Намеченные мероприятия выполняются, что говорит о высоком творческом потенциале коллектива факультетов.

(о��ȯ� 菉 o:p>

 

16(очная)

18(очная)

--------

5

---(очно-заочная)

---(очно-заочная)

----(очно-заочная)

--------

4

 

 Основная учебная, учебно-методическая и организационно-методическая работа института, факультетов и кафедр осуществляется по следующим направлениям:

1. Разработка профессиональных образовательных программ (ПрОП) в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего образования по специальностям:

- 060101 – лечебное дело,

- 030302 – клиническая психология,

- 080507 – менеджмент организации,

2. Подготовка учебников, учебно-методических пособий и других материалов

3.Методическое и организационное обеспечение межкафедральных и межфакультетских связей в процессе разработки учебных программ и учебно-методического обеспечения курсов дисциплин.

4. Взаимодействие с лечебными учреждениями города Москвы и Московской области по вопросам, связанным с подготовкой и переподготовкой специалистов.

5. Организационно–методическое обеспечение всех форм контроля знаний студентов и слушателей:

 вступительные испытания, текущая аттестация, итоговая государственная аттестация выпускников.

6. Подготовка и проведение учебно–методических конференций и семинаров по вопросам организации учебного процесса, в том числе и по прохождению учебных и производственных практик.

7. Разработка и обновление, в соответствии с дидактическими принципами, экзаменационных билетов и вопросов к зачетам по всем специальностям и дисциплинам учебного плана.

8. Разработка вариативной части ГОС–«курсов по выбору студентов» - и реализация их в рамках учебного процесса.

9. Разработка нормативной базы для всех факультетов, кафедр и подразделений института.

10. Формирование базы данных о потребностях практического здравоохранения в молодых специалистах.

11. Формирование новых научных направлений для разработки новых реабилитационных, медицинских и психологических технологий с учетом потребностей Москвы, Московской области и других регионов.

 

 Образовательная деятельность коллектива института по всем специальностям основана на принципе непрерывности:

-довузовская подготовка,

- внутривузовская (додипломная),

- послевузовская (постдипломная) подготовка.

 

 Довузовское образование направлено на профориентацию молодежи, доэкзаменационную подготовку и, по возможности, решает проблемы адаптации слушателей факультета довузовской подготовки к вузовской системе обучения.

 

 Вузовское образование направлено на реализацию государственных образовательных стандартов по лицензированным специальностям и включает в себя доклиническую и клиническую подготовку.

 Последипломное образование обеспечивает:

- подготовку молодых специалистов к самостоятельной деятельности (интернатура, ординатура);

- усовершенствование руководителей здравоохранения и врачей;

- повышение врачебной квалификации;

- подготовку кадров высшей квалификации (соискательство, аспирантура, докторантура).

 

 Учебный процесс на додипломном уровне ведется в институте по трем лицензированным специальностям:

 

- лечебное дело;

- клиническая психология;

- менеджмент организации;

 

 За период 2002-2007 годы произошли изменения в структуре подготовки специалистов: 

© ННОУ МИМСР 2008 - 2023