Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности
022700-Клиническая психология, подготовленный Отделением психологии Учебно-методического
объединения университетов России (Климов Е.А. и соавт. 2000), был утвержден
приказом Министерства образования России 2 марта 2000 г. №686. Этим
подтверждалось, что объект клинической психологии – человек с трудностями
адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным
состоянием, а предметом профессиональной деятельности специалиста являются
психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности,
социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях
человеческой деятельности.
Клиническая психология –
область профессиональной деятельности специалистов-психологов, направленная на
повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей в
сохранении здоровья, преодолении и профилактике заболеваний, прикладное
значение которой заключается в применении теории, методов и принципов
психологической науки в диагностических, психотерапевтических, реабилитационных
и профилактических целях.
Возрождение клинической
психологии в России в конце XX века, разработка Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального психологического образования по специальности
022700-Клиническая психология, который обеспечивает формирование и сохранение в
стране единого образовательного пространства в этой области, были
предопределены развитием мировой и отечественной психологической науки,
накопленным научно-педагогическим опытом и, особенно, работой большого
коллектива сотрудников Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева и
кафедры нейро- и патопсихологии Факультета психологии Московского
государственного университета им. М.В.Ломоносова.
На «университетском
этапе» состоялось становление клинической психологии: переход от подготовки
психолога широкого профиля («психолога вообще») к специализации
студентов-психологов в области клинической психологии, а затем к выделению
отдельной самостоятельной специальности 022700-Клиническая психология.
В XXI веке начался следующий этап развития
клинической психологии, который определяется подготовкой психологов-практиков в
системе медицинского образования, соединением потенциала психологической науки
с современными возможностями медицины и здравоохранения и приходом
специалистов-психологов в клинику.
Для успешного развития
клинической психологии в России был необходим межведомственный подход, так как
это специальность широкого профиля, которая носит межотраслевой характер. Ее
представители участвуют в решении комплекса задач не только в системе
здравоохранения, но и образования, социальной помощи населению и многих других
областях. С целью координации деятельности структурных подразделений различных
министерств и ведомств, научных и образовательных учреждений, направленной на
развитие клинической (медицинской) психологии и подготовку клинических
(медицинских) психологов для учреждений здравоохранения, социальной защиты и
образования Министерством здравоохранения России приказом от 26 марта 1999 года
№ 101 утверждено «Положение о Координационном совете по подготовке клинических
(медицинских) психологов.
В 1995 г. выходит приказ
Министерства здравоохранения РФ № 255 «Об аттестации на квалификационные
категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской
Федерации», В том же году приказом № 294 «О психиатрической и психотерапевтической
помощи» утверждается «Положение о медицинском (клиническом) психологе», кроме
того, согласно этому документу, психотерапевтические подразделения могут быть
развернуты практически в любом специализированном или многопрофильном
лечебно-профилактическом учреждении. В 1996 г. издается приказ №391 «О подготовке
медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и
психотерапевтическую помощь», определяющий требования к профессиональной
непрерывной подготовке медицинских психологов, а также методические
рекомендации по взаимодействию основных специалистов, участвующих в
психотерапевтическом процессе: врача-психотерапевта и медицинского
(клинического) психолога. В 1997
г. издаются приказы № 255 «О мероприятиях по
планированию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и
медицинских психологов» и № 33 «О подготовке врачей психиатров-наркологов,
психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных
работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях)».
В 1998 г.
в приказе № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и
суицидальным поведением» утверждается «Положение об отделении «Телефон
доверия», «Положение о кабинете социально-психологической помощи» и «Положение
об отделении кризисных состояний», в которых предусмотрена работа медицинского
психолога. В сентябре2003 г. выходит приказ «О психотерапевтической помощи»,
утвердившей «Положение об организации деятельности медицинского психолога,
участвующего в оказании психотерапевтической помощи», в котором говориться, что
медицинский психолог «самостоятельно осуществляет прием пациентов в
соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим
врачом; проводит необходимые психодиагностические, психокоррекционные,
реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а также участвует в
проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению
лечебно-диагностического процесса».
Официальным началом
подготовки студентов медицинских психологов в системе медицинского образования
стал 1997 г.,
когда по ходатайству Министерства здравоохранения РФ от 24 февраля 1997 г. № 2510/1267-97-23,
Министерством общего и профессионального образования РФ был подготовлен приказ
№ 1052 «О специальности «Медицинская психология».
После решения коллегии
Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2000 г. «О подготовке
специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с
высшим образованием (менеджеров) в вузах Минздрава РФ и их трудоустройстве» в
медицинских вузах стали создаваться отдельные факультеты клинической
психологии, учебный процесс на которых начался с 2001/2002 учебного года.
В ННОУ «Московский
институт медико-социальной реабилитологии» (МИМСР) подготовка студентов на дневном
отделении факультета клинической психологии началась с 2000/2001 учебного года
в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по специальности 022700-Клиническая психология. В
2002 г.
на факультете открылось очно-заочное отделение.
Организация подготовки
клинических психологов на факультете клинической психологии института стала
принципиальной новой для медицинских институтов задачей, потребовавшей создания
новой профессиональной и обучающей среды.
У истоков создания
факультета стояли – доктор медицинских, доктор психологических наук, профессор
Т.С.Алферова, доктор психологических, кандидат медицинских наук
В.А.Владимирцев, доктор медицинских, доктор психологических наук, академик МПА,
профессор А.Л.Гройсман, доктор психологических наук, профессор Ю.М.Орлов, доктор психологических, доктор педагогических
наук, профессор Г.Н.Сытин.
На первом этапе
формирования факультета клинической психологии МИМСР решалась задача создания
научно-педагогического потенциала, в первую очередь на кафедре общей и
клинической психологии, возглавляемой классиком отечественной психотерапии
профессором А.Л.Гройсманом. В ходе ее решения был образован институт
соискательства ученых степеней, привлекший к научно-педагогической работе
молодых психологов, главным образом – выпускников факультета психологии
Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Уже в 2001 г. под научным
руководством проф. Ю.М.Орлова и проф. А.Л.Гройсмана была
защищена докторская диссертация С.Н.Морозюк «Акцентуации характера и саногенная
рефлексия», в 2002 г.
– кандидатская диссертация В.В.Лысенко «Влияние саногенной рефлексии на
компоненты саморегуляции», в 2003
г. кандидатская диссертация Г.О.Горбатюк «Стиль ухода за
ребенком в зависимости от гипертимной акцентуации» и др.
Особенно значимой для
формирования творческого процесса и развития факультета стала подготовка и
издание монографии проф. А.Л.Гройсмана «Клиническая психология, психосоматика и
психопрофилактика» (2002), которая восполнила существующий на тот период
дефицит отечественной научной и учебной литературы в области клинической
психологии. Появление этой монографии стало заметным событием не только для
факультета клинической психологии МИМСР, но и для многих практических психологов,
врачей-психотерапевтов, психиатров, наркологов, сексологов, врачей общей
практики, педагогов и студентов.
В 2002 г. совместно с
Международной педагогической академией был издан уникальный учебник заведующей
кафедрой психолингвистики и межкультурной коммуникации факультета клинической
психологии МИМСР докторв филологических, кандидата психологических наук
профессора Е.Г.Чалковой «Интенсивный курс англоязычного
личностно-ориентированного общения» с аудиокассетами сеансов запоминания и
психорегулирующей функциональной музыкой. На факультете прошел уникальный
эксперимент по интенсификации обучения студентов английскому языку по
системно-коммуникативной методике проф. Е.Г.Чалковой.
Ежегодно факультет
клинической психологии МИМСР организует и проводит научные конференции,
симпозиумы и семинары, на которых рассматриваются результаты научных
исследований и практического опыта. В 2000 г. факультет впервые участвовал в 6-й
Международной выставке «Мир детства – 2000» (30 октября – 3 ноября 2000 г., «Экспоцентр», Москва).
На этой выставке психологи факультета совместно с учеными Проблемной комиссии
РАМН «Фундаментальные основы здоровья» и специалистами районной управы «Щукино»
СЗАО г. Москвы провели семинар по комплексной программе «Создание единого
профилактического пространства в районной управе «Щукино». На семинаре были
представлены научно-практические разработки факультета, среди которых
«Комплексная социально-психолого-педагогическая программа создания единого
профилактического пространства здоровой социализации подрастающего поколения
«Шаг навстречу», «Программа психологической реабилитации наркозависимых
«Виктория», программы дополнительного профессионального образования в области
профилактической работы с различными группами населения, преодоления
последствий эмоционального стресса и наркопедагогики.
В том же году
специалистами факультета был сделан доклад на 6-м Всероссийском съезде
сердечно-сосудистых хирургов (5-8 декабря 2000 г.) о перспективах
развития клинической психологии в кардиохирургической клинике.
В 2001г. факультет
клинической психологии МИМСР провел Межрегиональную научно-практическую
конференцию «Подготовка и организация работы клинических психологов в
учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования».
В 2002 г. в рамках IX Российского национального конгресса
«Человек и лекарство» факультетом клинической психологии Московского института
медико-социальной реабилитологии был проведен первый в многолетней истории
этого конгресса психологический симпозиум «Проблемы интеграции клинической психологии
в практическое здравоохранение».
В том же году факультет
принял участие в подготовке и проведении Всероссийской научно-практической
конференции, посвященной памяти одного из его основателей академика Ю.М.Орлова, Y Международной конференции «Здоровье, труд, отдых в XXI веке (профилактика, лечение,
реабилитация в различные периоды жизни человека)», посвященную 10-летию
Московского института медико-социальной реабилитологии и подготовленной
Институтом психологии РАН конференции, посвященной памяти А.В.Брушлинского –
«Психология: современные направления междисциплинарных исследований» (7 октября
2002 г.,
Москва).
В 2007 г. факультет
организовал и провел совместно с ВНИИ МВД РФ, НИИ ФСИН РФ, Академией проблем
безопасности, обороны и правопорядка – Межрегиональную научно-практическую
конференцию «Куда уходит детство?» (23 ноября 2007 г., Москва),
посвященную организации социально-психологической помощи подросткам с
девиантными формами поведения.
Кроме того, в 2007 г. факультет принял
активное участие в организации Международной научно-практической конференции
«Реабилитолог в XXI веке», посвященной 15-летию Московского института
медико-социальной реабилитологии (11 – 12 декабря 2007 г., Москва) (секция –
«Психологические аспекты современной реабилитологии»).
В 2008 г. факультет провел
Международную научную интернет-конференцию «Адаптация личности в современном
мире», посвященную 70-летию одного из основателей факультета клинической
психологии Института реабилитологии, вице-президента Международной педагогической
академии, доктора медицинских, доктора психологических наук, гранд-доктора
философии (GrandPh.D.) Всемирного информационно-распределенного университета (Брюссель,
Бельгия), профессора РАТИ-ГИТИС, научного консультанта МИМСР, профессора
А.Л.Гройсмана.
В 2007 г. факультет
клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии
стал победителем конкурса Комитета общественных связей Правительства г. Москвы
в номинации «социально значимые проекты (программы) и мероприятия благотворительной
направленности на 2007 год, представив программу «Развитие, игра, творчество –
как основа становления гармоничной личности учащегося в учреждениях
профтехобразования г. Москвы», основная цель которой заключалась в гармонизации
индивидуальной картины мира, актуализация личностной активности, раскрытие
внутренних личностных ресурсов, образного мышления, спонтанного воображения и
фантазии учащихся образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования г. Москвы - с целью их гармоничного и творческого
развития.