ИТОГИ ЛЕТНЕЙ СЕССИИ СТУДЕНТОВ 2005/2006
УЧЕБНОГО ГОДА 061100 Менеджмент организации
Курс |
Процент студентов сдавших сессию на: |
Средний
балл |
отлично |
хорошо и отлично |
удовлетвори
тельно |
неудовлетвори
тельно |
1 |
10% |
30% |
50% |
10% |
3,4 |
2 |
17% |
17% |
67% |
0% |
3,5 |
3 |
0% |
60% |
40% |
0% |
3,6 |
Всего: |
9% |
36% |
52% |
3% |
3,48 |
Ежегодный
анализ текущей успеваемости позволяет сделать вывод, что преподаватели кафедр
продолжают совершенствовать формы занятий со студентами, руководства
самостоятельной работой студентов, межсессионных аттестаций, формы проведения
экзаменов и зачетов.
Систематически
проводимые срезы знаний по дисциплинам учебного плана в рамках текущей
аттестации позволяют не только анализировать уровень усвоения материала,
сопоставлять его с результатами сессии, но и обеспечивать новую ступень
осмысления изученного, его связь со всем объемом материала, что в итоге
повышает качество подготовки студентов.
Для
совершенствования этой работы на кафедрах разработаны аттестационные материалы
по всем дисциплинам в бланочном и компьютерном вариантах. Таким образом,
проведение внутрисеместровых аттестаций:
· способствует осуществлению обратной связи между преподавательским
составом и студентами;
· позволяет установить уровень усвоения студентами учебного
материала в течение семестра;
· обеспечивает регулярность и систематичность занятий студентов в
семестре;
· имеет воспитательный эффект, формируя ответственность студентов за
своё образование;
· способствует оказанию адресной помощи обучаемым;
· обеспечивает объективность в оценке деятельности студентов на
основе применения созданных в вузе аттестационных измерительных материалов с
фиксированными критериями оценки;
· оказывает влияние на совершенствование форм и методов обучения;
· обеспечивает готовность студентов к сессии.
Результаты
успеваемости студентов можно проанализировать на базе двух сессий 2005-2006
учебного года. Результаты семестровых экзаменов подтверждают достаточно высокий
уровень освоения изучаемого материала. Общие данные по курсам и по трем формам
подготовки представлены в таблицах.
Сведения о результатах зимней экзаменационной
сессии 2006 / 2007 учебного года (очная форма обучения) на факультете «Менеджмент
организации».
Курс |
% студентов сдавших сессию на: |
Средний балл |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
14,9 |
37,25 |
41,1 |
6,75 |
3,7 |
2 |
22,6 |
41,4 |
30,9 |
5,1 |
3,85 |
3 |
25,2 |
44,8 |
24,4 |
5,6 |
4,02 |
4 |
35,4 |
39,0 |
18,6 |
7 |
4,2 |
5 |
32,0 |
45,4 |
22,6 |
--- |
4,2 |
Сведения о результатах летней
экзаменационной сессии 2005 / 2006 учебного года (очная форма обучения) на факультете «Менеджмент организации».
Курс |
% студентов сдавших сессию на: |
Средний балл |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
21,5 |
46,4 |
28,25 |
3,85 |
3,8 |
2 |
25,2 |
39,7 |
26,4 |
8,7 |
3,9 |
3 |
26,4 |
44,8 |
25,8 |
3,0 |
4,0 |
4 |
28,7 |
39,3 |
29 |
3 |
3,8 |
5 |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
Организация
практик
Формирование
профессиональных навыков студентов осуществляется по следующим направлениям:
· в процессе преподавания всего комплекса
учебных дисциплин и, прежде всего, входящих в циклы ОПД, СД и ДС;
· через научно-исследовательскую работу
студентов при выполнении курсовых и дипломных проектов;
· через организацию ознакомительных,
производственных и преддипломных практик.
Практика
студентов института является составной частью учебного процесса. Она
организуется и проводится в соответствии с положениями законодательных актов
Российской Федерации, требованиями Государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования, примерными программами практик,
рекомендованными УМО по специальности, «Положением о практике в МИМСР» и
программами практик, разработанные факультетом«Менеджмент организации».
Основными
видами практик студентов являются:
· ознакомительная;
· производственная (практика по специальности);
· преддипломная.
Целью
ознакомительной практики является получение первичных профессиональных навыков по
специальности. Она проводится на втором курсе.
Производственная
практика проводится на 3-4 курсах специальности «Менеджмент здравоохранения». Задачей этого вида практики является воспитание
устойчивого интереса к будущей профессии, формирование у студентов целостной
картины будущей деятельности, развитие профессиональных умений и навыков.
Завершающим
этапом освоения образовательной программы является преддипломная практика,
проводимая после освоения студентом программы теоретического и практического обучения.
Данный вид практики позволяет собрать, проанализировать и использовать
полученные материалы при написании выпускной квалификационной работы.
Распределение
студентов по базам практик проводится на основании заявок баз практик согласно
договорам о сотрудничестве и договорам о проведении практик. По материалам
преддипломной практики выполняются выпускные квалификационные работы.
За
каждым студентом приказом по базе практики закрепляется руководитель практики
из числа опытных специалистов.
Темы
дипломных проектов выпускников в большинстве случаев определяются актуальными
задачами практики в рамках соответствующей специальности. Материалы многих
дипломных работ находят практическое применение.
К
преподаванию дисциплин специальности и специализаций, консультированию
выпускных квалификационных работ привлекаются ведущие специалисты объектов
практик. Общение преподавателей института с сотрудниками баз практик носит
конструктивный характер, дает возможность взаимно полезного обмена знаниями.
Взаимосвязь практики и учебного процесса приводит к активизации обучения и
ускорению профессиональной адаптации будущего специалиста.
Ежегодно
вопросы организации и содержания практики студентов, привития им
профессиональных навыков обсуждаются на совместных семинарах, проводимых администрацией
института и руководством базовых учреждений, организаций и предприятий. Постоянное
сотрудничество ведущих кафедр и руководства института с работодателями по
вопросам улучшения качества подготовки специалистов, их участие в проведении
практики, в учебном процессе обеспечивает подготовку конкурентоспособных
специалистов с учётом потребностей московского региона.
Планами подготовки
специалистов предусмотрены следующие виды практик:
Специальность |
Наименование
практики |
Курс |
Семестр |
Кол-во
недель |
Менеджмент организации |
Учебно-ознакомительная |
2 |
4 |
2 |
практика менеджмента |
3, 4 |
6, 8 |
6 |
Преддипломная |
5 |
9 |
8 |
Практика
студентов проводится на базовых предприятиях и в организациях города, где
происходит ознакомление студентов с профессиональной деятельностью выбранного
ими профиля подготовки. Студенты-практиканты в период прохождения всех видов
практик принимают непосредственное участие (в рамках программы практики) в
работе органов управления и лечебно-профилактических учреждений
здравоохранения, страховых организаций и предприятий.
Организация
самостоятельной работы студентов
Самостоятельная
работа является одним из видов учебной работы студентов, ориентированной на
поиск, углубление знаний, умений и навыков будущей профессиональной
деятельности. Самостоятельная работа студентов направлена на:
· развитие умений самостоятельно получать новые знания;
· осознанное, творческое применение знаний и способов деятельности в
различных социально-предметных ситуациях;
· осмысление и критический анализ литературы по проблемам будущей
профессиональной деятельности;
· творческое применение знаний и углубленное изучение проблемы при
разработке конкретных социально-значимых проектов и программ.
Самостоятельная
работа студентов выполняется под руководством и контролем преподавателей
кафедр. Самостоятельная работа студентов по освоению дисциплин учебных планов
подготовки содержит следующие аспекты: аудиторную самостоятельную работу,
подготовку к очередному практическому или семинарскому занятию; выполнение
семестрового индивидуального задания и написание курсовой, дипломной (выпускной
квалификационной) работы.
Аудиторная
форма организации самостоятельной работы студентов осуществляется и
контролируется на всех видах учебных занятий, консультациях, коллоквиумах. При
этом используются следующие формы контроля: тестирование, опросы, проверка
конспекта, отчет по заданию, контрольная работа, доклад (сообщение),
коллоквиум, компьютерный контроль, комплексная проверка знании, умений и
навыков.
Внеаудиторная
форма организации самостоятельной работы студентов включает: выполнение
домашнего задания, изучение программного материала, научно-исследовательскую и
научно-методическую работу по заданной теме, выполнение программ практик и
написание отчетов по практике, выполнение курсовых и дипломных работ,
подготовку к олимпиадам, разработку проекта по теме индивидуального задания,
выполнение расчетно-графической работы. Формами контроля внеаудиторной
самостоятельной работы являются: собеседование, отчет по заданию, проверка
конспекта, проекта, отчета, рефератов, практический контроль. Контроль за
выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на
этапе промежуточной аттестации в виде зачетов и экзаменов, а на этапе итоговой аттестации
- в виде защиты курсовых и дипломных работ.
Самостоятельная
работа студентов обеспечивается методическими рекомендациями, разработками,
указаниями, подготовленными преподавателями. В них отражаются планы-задания к
практическим занятиям, комплекты заданий для проверки готовности студентов к
занятию, контрольные вопросы по темам и вопросы для обсуждения на занятиях.
Используемые формы организации учебно-исследовательской работы студентов при
выполнении семестровых заданий способствуют развитию познавательной активности
и навыков самостоятельной работы у студентов, становлению профессиональной
компетентности выпускников, усилению личной ответственности студентов за свое
образование.
Внедрение
новых форм и методов обучения
Совершенствование
организации учебного процесса определяется изменением традиционно применяемых
форм обучения на инновационные, более полно соответствующие реалиям времени.
Внедрение
новых технологий предполагает создание в институте условий для становления и
развития личности студента. Личностно-ориентированное образование строится на
основе индивидуально-личностного и профессионально-ориентированного подхода к
студенту. Такой взгляд на профессиональную подготовку менеджеров
здравоохранения определяет выбор форм и методов обучения. Важнейшими
содержательными направлениями в подготовке будущих специалистов данной отрасли
являются:
· фундаментализация образования, связанная с
ознакомлением студентов с методологией познания, важнейшими направлениями
развития науки и техники;
· профессионализация образования, связанная с
обучением студента в контексте его будущей профессиональной деятельности, т.е.
в медицине;
· развитие и повышение эффективности системы
научно-производственных практик, как обязательного элемента подготовки специалиста
в системе здравоохранения;
· формирование программ издательской
деятельности института по созданию информационно-методического обеспечения
учебного процесса;
· создание целевых научно-методических программ
по разработке высокоэффективных образовательных технологий, включая
компьютерные технологии;
· централизованное обновление
учебно-материальной базы института на основе совместной деятельности вуза и баз
практик: лечебно-профилактических учреждений, органов управления
здравоохранения, страховых медицинских компаний и фондов обязательного
медицинского страхования.
В
институте наряду с традиционно сложившейся структурой организации учебного
процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы.
Кафедры
активно внедряют в учебный процесс разнообразные современные технологии
обучения студентов: исследовательские задания на период производственной
практики, задания творческого характера, семинары-конференции, семинары-экскурсии,
проблемные лекции, опережающее обучение, коллективный метод обучения, деловые и
ролевые игры.
Коммуникативные
навыки студентов формируются в процессе проведения тренинговых занятий,
организации групповой работы по проектам и темам.
Наряду
с классической формой лекции наблюдается интенсивное обращение к форме
проблемной лекции, способствующей активизации познавательной деятельности
студентов. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через
систему рейтингового контроля. Усиливается развивающая и мотивационная функция
контроля: выполнение заданий, защита рефератов, курсовых.
Значительные
изменения претерпела технология проведения практических и семинарских занятий.
Активизация познавательной деятельности студента происходит в результате
применения приемов проблемного обучения (проблемные вопросы, проблемные
ситуации), индивидуально-групповой практической работы, усиления межпредметных
связей с выходом на уровень интеграции, что обеспечивает культурологический и
психолого-педагогический контекст в обучении. В ходе учебных занятий все
активнее используются аудиовизуальные и технические средства обучения: учебные
фильмы, учебные видеофильмы, магнитофонные записи, мультимедиа-проекторы.
На
факультете реализуются комбинированные формы проведения занятий. При
использовании лекционно-практической, лекционно-лабораторной форм проведения
занятий существенно повышается эффективность учебного процесса за счет
активизации самостоятельной работы студентов, всестороннего развития и
совершенствования их творческого потенциала.
Совершенствуется
форма проведения курсового экзамена и зачета. Вместе с традиционными широкое
применение находят инновационные формы контроля: на кафедрах проводится работа
по созданию и внедрению в учебный процесс различных обучающих и контролирующих
программ.
В
учебном процессе задействован компьютерный класс для занятий информатикой,
информационными технологиями управления, информационными технологиями в
профессиональной деятельности (в здравоохранении), информационными системами в
экономике. Компьютерный класс оснащен дополнительным офисным оборудованием
(лазерные принтеры, сканер, модем), программным обеспечением, текстовыми
процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных,
программами статистической обработки данных и другими сервисными программами.
Кафедры интегрируют свои усилия по развитию сферы новых информационных
технологий в соответствии с подготовленностью преподавательского состава и
сферой научных интересов.
Применение
новых информационных технологий на факультете повышает требования к квалификации
преподавателей, их методическому мастерству, умению не только подбирать
материал, соответствующий тематике, но и использовать те преимущества и
возможности, которые дает компьютер с точки зрения представления информации и
использования различных каналов её восприятия.
Повышению
методического мастерства преподавателей, в плане реализации современных
педагогических технологий, способствует работа декана факультета «Менеджмент организации» по изучению и внедрению в преподавание дисциплин
опыта лучших педагогов, систематическое информирование преподавателей о
появлении и возможностях новых компьютерных средств и программного обеспечения.
Таким
образом, структура и содержание работы факультета по внедрению новых форм и
методов обучения способствует росту качества подготовки специалистов факультета«Менеджмент организации» по специальности «Менеджер
здравоохранения».